пятница, 5 июля 2013 г.

О качестве подготовки АЙТИшников в вузах Украины.

Презентация исследования "ИТ Украины"  КПИ Владимир Тимофеев, ЕПАМ Елена Сирота 5 июля, в гостинице «Киев» состоялась Презентация перечня ВУЗов - наиболее эффективных провайдеров образования для ИТ-отрасли
В среде сегодняшних абитуриентов ИТ – одна из наиболее популярных групп специальностей. Это обусловлено не только самой «романтикой высоких технологий» - но и исключительной востребованностью ИТ-специалистов на рынке и высоким уровнем их зарплат. Так, дефицит кадров (по данным работодателей) в отрасли разработки

программного обеспечения составляет 10-15 %, а средний доход разработчика в 4-5 раз больше среднего уровня зарплаты в стране. С другой стороны, количество ВУЗов, готовящих «айтишников» перевалило за две сотни, что не лучшим образом сказывается на качестве подготовки специалистов.

Текущая ситуация в ИТ образовании представляет реальную преграду для роста и развития отрасли, поэтому данная проблема неоднократно оказывалась в фокусе внимания правительства – так, в этом (2012/2013) году был увеличен госзаказ на подготовку ИТ-специалистов. Однако без повышения качества ИТ-образования даже эта радикальная мера не решит накопившихся проблем, так как доля трудоустройства ИТ-выпускников в ИТ-отрасли оказывается не очень высока.

Все сказанное выше действительно было представлено на презентации результатов исследования . Присутствовало более 60 человек представителей всех заинтересованных “аудиторий”: конечно сами АЙТишники работодатели, представители вузов, других ассоциаций, связанных с отраслью, представители центра занятости, представители негосударственных структур занимающиеся профориентацией и образовательным консультированием (ПОТОК http://www.openhumancapital.org/).
Была представлена интересная презентация по результатам исследования ( http://itukraine.org.ua/images/documents/Prezentaciya%20IT-obrazovanie222.pdf ). Сколько и каких специалистов ИТ направления выпускают ВУЗы, и как потом они трудоустраиваются.
  1. Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», 4600 чел., 17% от общего числа занятых в ИТ-отрасли, получивших ИТ-образование.;
  1. Харьковский национальный университет радиоэлектроники – 1700 чел, 6,3%.;
  1. Национальный университет «Львовская политехника» – 1600 чел. 6,2%;
  1. Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара – 1000 чел.3,9%;
  1. Национальный авиационный университет – 950 чел., 3,6%.
Но самое главное, как кирпич в воздухе висел постоянный вопрос-воззвание Вузы выпускают не тех специалистов, которые нужны компаниям. Потом приходится их еще полгода-год доучивать, чтоб включить в реальные проекты. К сожалению общего понимания как решать эту проблему пока нет. Хотя, точнее будет сказать, что рецепт есть, а увидеть и воспользоваться им пока ни система высшего образования ни АЙТИшная отрасль не готова. Речь идет о европейском опыте применения рамок квалификаций в АЙТИ сфере (European e-Competence Framework http://www.ecompetences.eu/) и разработке полного набора профилей АЙТИ специалистов (European ICT Professional Profiles (2012) ftp://ftp.cen.eu/CEN/Sectors/List/ICT/CWAs/CWA%2016458.pdf   ).
Что дают эти документы ? Они описывают полный спектр технологических процессов в IT отрасли. И каждому элементу технологического процесса поставлен в соответствие профиль специалиста (таких всего 23 профиля 2- го поколения). Но предприятия говорят,”У нас все уникально ! нам нужны свои профили !” На это тоже есть ответ. Есть механизм и методика построения индивидуальных профилей третьего поколения (уровня) в которых можно учесть все нюансы конкретного работодателя.  НО, что важно - такие профили будут понятны не только самому работодателю, но и всем на рынке труда. Это все прозрачно видно через наборы стандартизованных skills.
ВЫВОДЫ.
  • Пока отрасль не осознает и не опишет себя в терминах (общепризнаваемых в отрасли) технологических процессов, функций, компетентностей и квалификаций,  нет возможности сформулировать адекватный заказ системе образования на подготовку специалистов. Можно говорить о количестве, но нельзя адекватно сформулировать требования к их подготовке.
  • Пока система образования не перейдет к формированию у студентов признаваемых в отрасли компетентностей (а на их основе и квалификаций), она не сможет правильно “услышать” еще не озвученный заказ от индустрии. Государство в этом процессе, пока скорее мешает, чем помогает
  • Важно, чтобы квалификации, сформированные у учащихся в системе образования (а на самом деле любым способом), присваивались и подтверждались представителями отрасли, а не самими вузами, как это делается сейчас.
  • И самое важное, необходим механизм, позволяющий направлять государственный заказ на образование именно в те вузы, которые готовят специалистов лучше всего подтверждающих свою квалификацию в соответствующих отраслевых центрах квалификаций.


Ассоциация «Информационные Технологии Украины» провела беспрецедентное по масштабу исследование эффективности подготовки ИТ – специалистов в ВУЗах Украины по критерию их трудоустройства, собрав около 10 000 записей об образовании разработчиков, сотрудничающих с ведущими компаниями Украины.
Это исследование дает возможность установить те ВУЗы, выпускники которых с наибольшей вероятностью находят применение на рынке труда. Также исследование позволяет сопоставить карьеру ИТ-специалистов с их «альма-матер», определить какие ИТ-специальности осваивают выпускники различных ВУЗов, а так же понять, необходимо ли вообще ИТ - специалисту профильное образование.
Наибольший вклад в подготовку дипломированных ИТ-специалистов для отрасли разработки ПО вносят 12 ВУЗов, первые 5 из которых следующие (данные по выпускникам ИТ-специальностей с 2000 г., занятых в отрасли):
Было достаточно живое обсуждение. Всех удивила информация представителя центра занятости Шевченко Наталии Петровны о том, что неудовлетворенные потребности Украины в программистах АЖ 253 человека в год. Что -то нет так! Или со статистикой или с логикой.